Майданы и в Америке, и на Украине архаичны, кровавы, примитивны и бесперспективны, как весь этот уходящий в прошлое «безумный мир» XX столетия, считает политолог Вадим Самодуров
В настоящее время в мире происходит сразу несколько региональных процессов, которые осложняются общемировыми. «Черный бунт» в США сопровождается сносом исторических памятников и фактическими требованиями пересмотреть моральные выводы истории прошлого США (например, раньше Вашингтон — первый президент и отец нынешней государственности США, а теперь — рабовладелец, угнетатель и плантатор).
В Европе на протяжении последних лет заурядным событием стали бунты арабов, турков, вообще представителей крайних течений ислама. Вместе с тем, США конфликтует с Германией, Великобритания вышла из ЕС (Брекзит), у России конфликт с Украиной и намечается такая же ситуация с Белоруссией. Китай и США также постепенно превращаются из партнеров в противников.
— Вадим, как вы считаете, конфликты, которые в последние годы приобрели антагонистический характер (США-Россия, США-Китай, Россия-Запад, Россия-Украина, Запад-Сирия) — это просто череда локальных конфликтов или они имеют общую геополитическую природу?
— На самом деле, конфликты, о которых вы говорите, не сводятся к противостоянию стран и геополитических игроков. Они носят скорее цивилизационный характер. И если мы начинаем говорить о конфликтах, свидетелями которых мы является в нынешнее время, то у этих конфликтов более сложная природа, чем это было, например, в XX веке, когда конфликты происходили по линии противостояния идеологий и систем: капитализм и социализм, Восток и Запад, либерализм и консерватизм или национализм и интернационализм.
После падения Берлинской стены, самоуничтожения Советского Союза модернистский мир закончился, и начался новый, постмодернистский мир, в котором прежние законы и отношения перестали действовать. Нынешние торговые войны США и Китая — это не противостояние Востока и Запада. И это даже не противостояние капитализма и коммунизма, потому что для нынешнего Китая коммунизм —это всего лишь внешняя символическая оболочка, упаковка, а Китай и экономически, и политически является абсолютно таким же транснациональным «капиталистическим» (умышленно употребляю этот термин в кавычках, потому что и он в наше время очень условен) монстром, как и США.
Конфликт России и США, и России и Запада в целом — это не конфликт консерватизма и либерализма, традиционных ценностей и «глобального Содома», мировой диктатуры сексуальных меньшинств и так далее. Только очень наивные и недалекие люди могут серьезно относиться к рассказам о том, что Россия воюет с Америкой и Европой, чтобы не допустить распространения гомосексуализма, сатанизма и захвата Ивановской области войсками НАТО.
Да, так и или иначе, у всех происходящих сегодня конфликтов есть формальные поводы и сугубо рациональные причины — например, война за контроль над ресурсами. Но это тоже только внешнее, поверхностное объяснение. На самом деле, мы наблюдаем, как трещит по швам старый мир, углеводородная цивилизация, цивилизация потребления. Глубинная причина всех происходящих в настоящее время глобальных и локальных конфликтов — это полная утрата смысла существования нынешней цивилизации. Христианство в его институциональном оформлении больше ничего не может дать человечеству. От него осталась только красивая архаичная оболочка. Идеалы демократии, свободного либерального общества тоже умерли.
Коммунизм стал разочарованием человечества. А капитализм завел мир в тупик. И я перечисляю только глобальные, большие «разломы». На самом деле их еще больше. Посмотрите, что происходит в Европе, где все чаще вспыхивают конфликты мигрантов с местным населением, где растет целое новое поколение носителей идей радикального ислама….
Европа больше не может «переварить» поток мигрантов, поток носителей абсолютно чуждых и агрессивных ценностей. С одно стороны, это демонстрирует полный провал европейской миграционной политики, но глобально — это тоже свидетельство того, что европейская цивилизационная модель исчерпала себя, оказалась нежизнеспособной и самоубийственной…
Человечество оказалось в ситуации, когда нет новых спасительных идей и высоких идеалов, не к чему стремиться, не за что бороться. Поэтому старый, умирающий мир так буйствует и скрежещет зубами…
Ведь что такое конфликт? Конфликт — это, по сути, механизм снятия напряжения. Это клапан, через который спускается пар, чтобы «котел» не разорвало от избыточного давления. Все нынешние конфликты — это результат вот этого накопившегося напряжения, давления в «котлах».
Просто старый мир во всех этих конфликтах привычно цепляется за то, что ему знакомо и понятно, — за ресурсы, за нефть, за возможность контролировать те или иные территории или трафик чего-либо. Потому что идей, ради которых можно было столкнуть человечество лбами, вовлечь его в новую, спасительную для хозяев старого мира, войну — больше нет.
Читать далее: https://ukraina.ru/interview/20200629/1028111719.html