Россия в глобальном информационном пространстве. Оценки, тенденции, перспективы

В конце августа РИА Новости со ссылкой на собственное исследование отчиталось о новых «рекордах» России в глобальном информационном противостоянии с Западом.  По данным РИА, Россия упоминается в СМИ рекордное количество раз в текущий предвыборный год в США, на треть превосходя показатели прошлого цикла. 

РИА Новости насчитало, что Россия в  зарубежных  СМИ была упомянута порядка 79 тысяч раз, в то время как в 2020 году (за весь год) — около 58 тысяч раз. «Прошлый рекорд был у 2016 года, когда РФ упоминалась в американских СМИ 71,6 тысячи раз». – Сообщило агентство. И эти цифры, по всей видимости, должны свидетельствовать о явных успехах России в части ее международного имиджа и продвижения российских интересов.

Оставим за скобками отсутствие информации о методике исследования, количестве и качестве источников и тех инструментах, которые использовались для мониторинга зарубежных СМИ – примем на веру приведенные цифры. Тем более, что есть объективные факторы, которые способствуют повышению упоминаемости России в зарубежных СМИ: это война в Украине, нарастание эскалации с НАТО, явные угрозы России применить ядерное оружие. Все это безусловно влияет на рост упоминаемости России.

Вот только говоря о количестве, РИА Новости умалчивает о «качестве». А вот в  этой части всё более чем печально.

Даже в довоенные годы в зарубежных СМИ о России чаще говорили плохо. По данным исследования, которое проводила  «Россия сегодня» на основе анализа 81,5 тысячи заметок в основных СМИ стран большой семерки  в 2020 году, общая статистика показывает, что о России пишут либо плохо (50% статей), либо нейтрально (48%). Издания в публикациях о России припоминают вмешательство в американские выборы, осуждают за кризисы на Украине, в Сирии и Венесуэле, порицают возможную цензуру в интернете и рост военной мощи.  

Среди лидеров по количеству негатива, по данным «Россия сегодня», выделяются американский канал CNN (982 публикации), таблоиды в Вашингтоне «The Washingtom Post» (555) и Нью-Йорке «The New York Times» (346), британские газеты «The DailyExpress» (339) и «The Times» (311).  

Последние замеры свидетельствуют, что  с 2008 года Россию упоминают в СМИ США чаще, чем Иран и Израиль, гораздо чаще, чем КНДР и Украину, о которой больше всего пишут в 2024 году. Про Израиль стали писать чаще, чем про РФ, только в 2024 году.

При этом указывается, что  упоминание якобы существующей «российской угрозы» пошло на убыль, если в 2016 году такое словосочетания встречалось в медиа 2910 раз, в 2020 – 6109, то в 2024 году — лишь 1,8 тысячи раз. 

Анализ публикаций СМИ проводился с 1 января по 31 декабря выборных годов (до августа в 2024 году). При подсчете учитывались данные по всему массиву американских медиа, доступных в базе, включая пресс-релизы, научные медиа и гос-СМИ.  

 По мнению российских исследователей из РИА «Новости и «Россия сегодня», «европейские СМИ, кроме немецких, кажутся лояльными. Итальянские издания больше других говорят о нашей стране хорошо – развитие культурных, экономических и образовательных связей способствовали публикации 13% позитивных материалов. Во Франции и Великобритании излагают факты без акцентированных суждений – соответственно, 70% и 60% нейтральных материалов».

Немецкий состав СМИ во главе с локомотивом «Bild» выпускает 50% негативной информации и столько же безоценочной. Аналогично – в Японии, только публикации касаются территориального вопроса.

Тренд негативных упоминаний о стране в зарубежных СМИ длится уже несколько лет. Приведенное исследование вновь подтвердило, что Россию на мировой арене недолюбливают. К такому выводу приходят авторы исследования.

Интересно было бы сопоставить приведенные данные с аналогичной статистикой об упоминаемости США и стран Западной Европы в Российских СМИ. Есть обоснованные сомнения в том, что российские СМИ более объективны и нейтральны. Но речь сейчас не об этом.

Проблема образа России в зеркале зарубежных СМИ есть, и она очевидна. Однако несмотря на то, что на цели улучшения имиджа России за рубежом на протяжении последних 20 лет тратились грандиозные средства, эта проблема так и не была решена.

Если в 2007 году  ежегодные государственные затраты на поддержку этих СМИ за границей превышали $30 млн.,то в 2013 на эти цели выделялось уже около  $500 млн. И расходы эти росли ежегодно. Один только Российский международный телеканал Russia Today (RT), принадлежащий некоммерческой организации «ТВ-Новости»,  в 2019 году обошелся российскому бюджету  в 22,3 млрд рублей. В последующие три года расходы на его содержание увеличивались в среднем на 1,5 млр. рублей в год.  Направление бюджетных расходов обозначено в документах как «создание средств массовой информации и их распространение в мировом информационном пространстве».

На самом деле при всей масштабности вложений России на распространение «информации в мировом информационном пространстве» все они направлены на то, чтобы транслировать официальную позицию российских властей, либо просто гнать в эфир пропаганду, которая никак не соотносится ни с общемировой повесткой, ни с особенностями восприятия информации иностранной аудиторией.

Уже очень давно не проводится никакая реальная работа с «органическими» каналами коммуникаций. Речь идет в первую очередь о традиционных зарубежных СМИ, публикации в которых носят спорадический характер, и как правило связаны с какими-то российскими «международными» проектами вроде Игр Дружбы или «Игр Будущего». А ведь именно это уровень является самым очевидным, базовым и наиболее эффективным с точки зрения донесения российской повестки и российской «точки зрения» до зарубежной аудитории.

В последние годы, за неимением собственных каналов коммуникации с зарубежными редакциями и журналистами, набирает популярность новый формат. Это создание фейковых зарубежных СМИ, которые публикуют нужные российским чиновникам публикации и нарративы. То есть, фабрика фейков заменила собой реальную работу с зарубежной аудиторией.

Почему же создание информационных симулякров, которые не оказывают никакого влияния на зарубежную аудиторию, является более востребованным направлением деятельности, чем реальная работа с иностранными СМИ и каналами коммуникаций с зарубежной аудиторией. Причин несколько. Во-первых, для того, чтобы заниматься реальной работой с зарубежными редакторами и журналистами, и влиять на публикации в зарубежных СМИ, необходимо определенная гибкость и умение соответствовать стандартам западной журналистики и требованиям редакционной политике, а наши пропагандисты этого не умеют. Их задача – отработать методичку и озвучить определенные нарративы, даже не пытаясь адаптировать их для восприятия зарубежной аудитории. Во-вторых, создание симулякров и разгон по финансируем из бюджета государственным каналам пропаганды – значительно дорогое и выгодное занятие, реальная работа с зарубежными медиа в десятки и сотни раз дешевле, чем создание фейкового сайта «Times» с размещенными на нем пропагандистскими материалами. Ну и третья причина – это низкий профессиональный уровень тех, кто сегодня занимается продвижением российской повестки в глобальном информационном поле.

Убежденность (а на самом деле навязчивая зацикленность) в том, зарубежные СМИ априори настроены враждебно и будут писать о России только плохое, также не способствует прогрессу в направлении влияния на глобальное информационное пространство.  В действительности каких-то «цензурных» запретов и ограничений политического характера в западных изданий намного меньше, чем у нас принято считать. Даже про войну на Украине, например, американские издания зачастую дают материалы гораздо более «лояльные» России, чем наши «стратегические партнеры». И эти материалы цитируют и ссылаются на них российские (в том числе государственные СМИ). Насколько же мощным был бы эффект, если бы Россия занималась не создание сайтов-двойников и пропагандистских каналов, а реальной работой с зарубежными СМИ и коммуникацией с зарубежной аудиторией.  Странно, что никто из российских олигархов до сих пор не догадался взять «под себя» это направление. Ощутимая польза была бы для всех. Но вероятнее всего такая пассивность продиктована пониманием умонастроений российской власти. Впрочем, относительно недавний кейс Такера Карлсона показывает, что российская власть все же, несмотря на полный разлад в отношениях с Западом, нуждается в том, чтобы присутствовать в информационном пространстве стран Запада, и в том, чтобы доносить свое видение ситуации через зарубежные СМИ. А это значит, что рано или поздно мы вернемся к взаимодействию с реальными мировыми медиа, а оценка влияния России на мировую информационную повестку будет измеряться не  подсчетом упоминания страны, а методами контент-анализа и другими умными инструментами.

Related Posts

Leave a Reply

English English German German Russian Russian

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять