Политолог Сергей Станкевич:
Сами по себе рекомендации президента Украины Зеленского на промышленную политику Евросоюза вряд ли повлияют. В Европе и без рекомендаций Киева оживились усилия по наращиванию оборонного производства, но ремилитаризация идёт трудно. Индустриальные лидеры Европы — Германия, Франция, Италия, Нидерланды и Бельгия — страдают от наступления эпохи дорогой энергетики (после отказа от энергоносителей из России) и пытаются удержать свою базовую промышленность от бегства в другие страны. Максимум что можно сделать — частично восстановить производство патронов и снарядов там, где оно было, и где заводы были закрыты, но здания не демонтированы. Основная проблема в любых планах — квалифицированные рабочие руки, их крайне мало. В относительно лучшем положении Польша и Финляндия, где есть значительная рабочая сила с индустриальными навыками. Они в основном и стремятся сейчас откликнуться на возросший спрос. Но радикально это ситуацию с европейским ВПК не изменит. Для этого потребуются годы и огромные инвестиции под гарантии долгосрочного государственного спроса. Еще меньше шансов сформировать какую-либо постоянную «европейскую армию» — в дополнение к силам НАТО. На это просто не будет консенсуса 27 стран.
Руководитель Агентства стратегических коммуникаций Вадим Самодуров@vadimsamodurov:
Заявления Зеленского становятся всё больше похожи на навязчивый бред, который очень сложно интерпретировать с позиций логики и каких-то рациональных подходов. В 2024 году противоречия внутри ЕС по вопросу Украины будут только усиливаться, также как и раскол внутри Украины. Лучшее, что может случиться для Украины в этом году, это заморозка конфликта в результате переговоров, инициатором которых окажется кто-то из международных посредников.
Заместитель директора Центра ПРИСП, член РАПК, автор канала «Телеграбля» @prokhorov11Валерий Прохоров:
Заявление Зеленского о том, что «страны Евросоюза (ЕС) должны преподать урок России» — это не более чем очередная неубедительная попытка вернуть себе реноме авторитетного международного лидера, который по ряду причин изрядно обветшал в последние месяцы. Говоря о том, что для сдерживания пресловутой «российской угрозы» европейским странам «необходима солидарность во всем», украинский президент по старой актёрской привычке пытается вызвать у своей аудитории эмоциональный отклик, забывая о том, что обращается он отнюдь не «почтеннейшей публике», собравшейся в провинциальном балагане, а к лидерам государств. За редким исключением эти люди — прожжённые прагматики. Поэтому месседж, который они могут воспринять серьёзно, должен описывать не гипотетические ощущения личного дискомфорта, а вполне конкретные угрозы для их стран. А с этим у Зеленского большие проблемы: он сам является для своих европейских коллег серьёзной угрозой, постольку поскольку своими действиями он регулярно загоняет весь континент в ситуации с крайне высоким уровнем неопределённости.
Политконсультант Александр Семёнов @SemenovCons:
Призывы Зеленского сплотиться всей Европой против России звучат не первый раз. Но сейчас они связаны с тем, что ресурсы Украины подходят к грани истощения. И сейчас такие заявления являются маркером откровенной паники. Ожидать реальной консолидации Европы из-за таких заявлений не стоит. Тем более, что касается создания единого оружейного производства, тут как говорится, дружба дружбой, но табачок врозь. Заметно, что в Европе всё больше вопросов об эффективности использования и в целом целесообразности помощи Украине. Внутриполитическая ситуация в странах Европы меняется, особенно в Германии. Поэтому можно прогнозировать, что помощь вооружением со стороны стран Европы будет продолжаться по остаточному принципу, но никакой новой консолидации и выхода помощи на более высокий уровень точно не будет.